Подобные одеяния берут свое начало из языческого культа богини плотской любви Астарты, почитавшейся в древней Месопотамии (а у вавилонян известной как Милитта). В ее честь существовал обряд, согласно которому все женщины, независимо от их социального положения, обязаны были раз в год заниматься проституцией в священных лесах, окружающих храмы богини. Чтобы сохранить свою репутацию и избежать позора, женщины из высших слоев общества начали полностью закрывать себя вуалью. Этот обычай постепенно стал основой для появления одеяний, подобных парандже.
Исторические данные подтверждают, что культ Астарты играл важную роль в ритуальной жизни древних цивилизаций. Она почиталась как богиня любви, плодородия и войны, а ее храмы служили центрами храмовой проституции, воспринимавшейся как акт поклонения. Астарта была особенно популярна в Финикии, Сирии, Вавилонии и Египте. Её обряды отражали двойственность — символизм сексуальности и святости. Археологические находки, такие как статуэтки и надписи, подтверждают важность этой богини в месопотамских обществах.
Паранджа и Коран
Важно отметить, что в Коране нигде не упоминается обязанность ношения паранджи или полного закрытия лица.
Многие современные исламские традиции, связанные с ношением паранджи, имеют культурные или исторические корни, которые сложились задолго до появления ислама. Они больше связаны с местными обычаями и практиками, чем с религиозными заповедями. Это подтверждает, что паранджа как элемент одежды имеет больше культурное, чем религиозное значение.
Запрет паранджи
В XX веке паранджа стала символом традиций, которые правительство Турции решило преодолеть в рамках модернизации. После провозглашения курса на секуляризацию Мустафой Кемалем Ататюрком в 1934 году ношение паранджи было запрещено на законодательном уровне. Этот запрет стал важным шагом в освобождении женщин от традиционных предписаний и их интеграции в общественную жизнь. С тех пор паранджа практически исчезла из повседневной жизни Турции, и данный нормативный акт остается в силе до сих пор.
Библейские аргументы
Скрытие лица или использование покрывала часто упоминается в Библии и имеет разные контексты. Например:
«Когда Иуда увидел ее, он принял ее за блудницу, потому что у нее было закрыто лицо» (Быт. 38:15).
Этот стих демонстрирует, что закрытие лица могло ассоциироваться с попыткой скрыть свою личность и часто воспринималось как признак неблаговидных намерений.
Другой отрывок раскрывает связь между покрытием лица и сокрытием действий:
«И око прелюбодея покрывает сумрак, говоря: никто не увидит меня, и закрывает лицо» (Иов 24:15).
Здесь скрытие лица выступает как символ стремления к анонимности, чтобы избежать ответственности за свои поступки.
Исторические и культурные выводы
Истоки паранджи связаны с языческими обрядами и практическими нуждами, которые впоследствии обрели религиозное и культурное значение. Ее раннее использование, вдохновленное обрядами культа Астарты, стало символом сокрытия личности и защиты чести. Со временем этот элемент одежды трансформировался и приобрел новые формы и значения.
Таким образом, анализ древних текстов, исторических данных и библейских отрывков помогает глубже понять, как символика покрывала развивалась в разных культурах. Современное осмысление паранджи включает как осуждение её истоков, так и уважение к культурным традициям, которые используют её сегодня.
Источник: Следовать Истине